Механик

Тыловое обеспечение

        Откровенно говоря, я не знаю, правильно ли, что в ралли место на пьедестале занимают только пилоты и штурманы. По праву, рядом с ними должны находиться незаметные люди с уставшими лицами, в простеньких, выцветших от постоянной стирки комбинезонах, прячущие в карманах свои руки с въевшейся, ничем не отмывающейся чернотой. Это они управляют техничками, порой проезжая на них за время ралли многие сотни, а то и тысячи километров, валяются ночью, в дождь, холод, на мокрой земле или на снегу под машинами, за считанные секунды меняют колеса и устраняют неисправности и переживают за своих подопечных порой больше, чем те испытывают моральных нагрузок на скоростных участках. Будь ты хоть МакРеем, хоть Сайнсом, хоть Канкунненым, но если в нужном месте и в нужное время твой железный конь не получит свою бензиновую инъекцию, быстро не поменяет отказавшие внутренности на протезы, и не переобует свои ортопедические ботинки, то придется не быстро ехать, а медленно брести пешком вдоль трассы, проклиная «тот день, когда ты сел за баранку этого пылесоса!»
        Интересно, что роль механика одинаково важна и на Чемпионате мира, и в ралли на первенство 8-й водокачки, а вот отношение к этой важнейшей гоночной составляющей, к сожалению, далеко не одинаково. А зря! Понятно, что при скромных финансовых возможностях начинающих гонщиков трудно предполагать наличие в техническом арсенале гайковерта Central Pneumatic и инструмента Snap-On в руках бригады квалифицированных молодцов, но и брать с собой на гонку полупьяную братию с рожковым ключом на 11 с половиной и ржавым домкратом — авантюризм. Трудно вообще сказать, с чего надо начинать свои действия при создании раллийного экипажа — пока у вас не будет бокса для постройки и ремонта машины, находящегося в руках квалифицированного человека, вряд ли вам удастся сделать нечто путное, способное доставить радость от скорости и маневренности спортивного автомобиля. Даже если вы изловчились прикупить уже готовую “боевую” машину, то через одну-две гонки она все равно жалобно попросит о помощи. И так — без конца…
В любом деле — от управления государством, до приготовления шашлыка — решающую роль играет организация. Ралли не исключение, а скорее подтверждение этого правила. Никогда не происходит ничего хорошего, когда водитель и штурман ездят по замечательному принципу, высказанного в старой кинокомедии “Сердца четырех” — “сами ломаем машину, сами чиним”. В раллийной команде, неважно состоит она из целой толпы людей, как в заводской Subaru, или из троих энтузиастов под предводительством Феди Шпунькина, — каждый человек должен заниматься своим делом. Пилот — водить машину, штурман — руководить этим процессом, а механик — готовить автомобиль. Слияние этих функций недопустимо, как вмешательство в дела другого государства. Разумеется, пилот и штурман могут оказывать техническую помощь механику, закручивать не слишком серьезные гайки или подавать ключи, но делать что-либо без его ведома — нельзя ни в коем случае. Механик должен лично контролировать состояние и работоспособность всех узлов и агрегатов автомобиля, определять степень их изношенности и необходимость в том или ином ремонте или обслуживании. Как только в это вмешиваются члены экипажа (кроме настройки машины) начинается неразбериха и нелепые случайности на гонках. Если у вас работают два или больше механиков, то кто-то один должен быть старшим, ответственным за техническое состояние машины.
Каждый уважающий себя механик имеет свой инструмент. Конечно. далеко не все могут позволить себе купить Craftsman, Husky, S.K. и уж тем более Snap-On. Ничего страшного! На первых порах пойдут и русские головки, и недорогие ключи — главное, чтобы механик имел, по возможности, полный комплект необходимого инструмента, съемников, отверток, приспособлений для работы на данном автомобиле, а не бегал в соседний гараж к дяде Васе за «болгаркой», пассатижами или электродами. Набор инструментов для 2108 не так уж и велик, поэтому если механик говорит — нужен съемник подшипника ступицы, то экипаж должен этот вопрос решать, а не говорить — «кувалдой вышибешь!». В принципе, для нормальной работы механика со спортивной ВАЗ 2108 необходимо:

  1. Набор шестигранных головок под квадрат 1/2 дюйма — от 10 до 32 мм, с “трещоткой”, удлинителями и “коловоротом”.
  2. То же под квадрат 3/8 дюйма — от 6 до 17 мм
  3. Набор длинных головок под 1/2 дюйма — от 10 до 30 мм
  4. Набор 12-тигранных головок под любой размер квадрата от 8 до 22 мм
  5. Свечной ключ с карданчиком и удлинителем под коловорот
  6. Переходники с 1/2 дюйма на 3/8 и обратно, карданчики.
  7. Набор маленьких головок под отвертку с квадратом — от 4 до 13 мм
  8. Ключи гаечные — рожковые-накидные — от 5 до 32 мм , причем 8, 10, 12, 13, 14, 17, 19, 22 — как минимум в двух экземплярах
  9. Ключи крестообразные для колесных гаек (болтов) с головкой 19 мм и одной стороной с квадратом 1/2 дюйма — не менее 2 шт.
  10. Набор шестигранников (каленых) под головки и обязательно шестигранник 10 мм — длинный
  11. Мощный Г-образный ключ (можно из согнутой трубы) с приваренной головкой 30 мм
  12. Ключ для подтяжки рулевой рейки
  13. Пассатижи разные, в том числе с узкими губами, параллельными и тд
  14. Щипцы для сжимания и разжимания стопорных колец
  15. Газовый ключ
  16. Ручные тиски с фиксаторами положений
  17. Приспособление для разборки и сборки передних стоек
  18. Накидной ключ 22 мм для затяжки гайки стойки
  19. Рожковые ключи с длинными рукоятками для расконтривания втулки регулировки схождения
  20. Набор для регулировки клапанов с шайбами, набор щупов
  21. Рассухариватель
  22. Динамометрический ключ с проскальзывателем
  23. Отвертки разные — не менее 15 штук
  24. Обжимка для поршней
  25. Набор молотков, кувалда
  26. Зубила разные, пробойники
  27. Набор надфилей, напильники
  28. Ключ для отворачивания тормозных трубок и штуцеров цилиндров
  29. Съемники разные
  30. Штангенциркуль
  31. Дрель с набором сверел
  32. «Болгарка» с кругами
  33. Сварочный аппарат (лучше «кемпи»)
  34. Пуско-зарядное устройство
  35. Стробоскоп
  36. Компрессометр
  37. Разрядник для проверки искрообразования
  38. Ножовка по металлу, ножи, ножницы, скальпель
  39. Кусачки разные, в том числе для проводки
  40. Паяльник в комплекте, пинцет, изолента
  41. «Джек» — 2 тонны (лучше — 2 шт.)
  42. Тестер, пробник
  43. Наждачная бумага мелкая
  44. Струбцины, монтажки
  45. Подсветки
  46. Шланг резиновый маслостойкий, канистры
  47. Компрессор для колес и ручной насос
  48. Трос буксировочный
  49. Провода-«прикуриватели»
  50. Стойки для машины — 4 шт.
  51. Набор воронок

        С таким боекомплектом, который постепенно сам механик будет уточнять и дополнять, можно уже меньше беспокоиться за тылы и по крайней мере не применять подручных средств в виде кирпича для выбивания шаровой или куска водопроводной трубы для сворачивания непослушной гайки. Постепенно соберется необходимая «химия» и расходные материалы.
Механик должен проводить полную диагностику машины после каждой гонки, независимо, сказал ему пилот — «все нормально» или «все сломано». Причем проводить ее целенаправленно, не пропуская и не забывая ничего. Если механик, посмотрев передние тормоза, сказал, «задние, наверное, тем более хорошие» — он «умер для спорта»
Чем же можно удержать хорошего механика подле вашей машины, не дающей ему ничего, кроме убытков и потери времени? Энтузиазм хорош на сытый желудок… Не надо мешать ему самому зарабатывать деньги между занятиями со спортивной техникой — хорошие руки всегда в цене, но главное — если вы выиграли и получили приз, деньги, награды — поделитесь по-братски с механиком, никогда не проводите черту между собой и этим человеком, будьте ему близкими друзьями и помощниками во всем. Помните — он полноценный член экипажа, а иногда — ваша последняя надежда!

        Примечание: принимаются заявки в Гостевой книге на более полное освещение этой темы — что бы вы хотели еще узнать о техническом обслуживании

 

Принцип разумной достаточности

        Выезжая на ралли некоторые механики норовят загрузить в техничку все имеющиеся в наличии детали, причем в многократном количестве. Возможно, это имеет смысл, когда ралли проходят вдалеке от дома и в процессе тренировок что-то может произойти с тренировочной машиной или за неделю до гонок выявятся какие-то неисправности в боевом агрегате. Но уж когда машина съехала с подиума и ушла на трассу гонять за ней загруженным до верха нет никакой необходимости. Современные ралли построены так, что на ремонт у механиков имеется очень ограниченное время — десяток минут между КВ, да час-полтора на регруппинге или во время специально отведенного перерыва. Разумеется, что если в машине развалился двигатель или согнуло в дугу заднюю балку, ремонтировать машину уже поздно — такие катаклизмы не происходят на “ровном месте” и скорее всего экипаж потерял так много времени, что даже героизм технического состава не в состоянии изменить ситуацию.
Тем не менее выезжать на ралли, имея в “техничке” только два колеса и канистру бензина, тоже лишено логики. Поэтому необходимо соблюдать принцип достаточности, определяемый квалификацией механиков и скоростью их работы. Если наш разговор идет о 2108, то минимальный “ремкомплект” должен выглядеть так.

  1. Бензин на всю гонку с небольшим запасом
  2. Масло моторное — 5 литров
  3. Масло для КПП — 5 литров
  4. Тормозная жидкость — 3 литра
  5. Тосол — 10 литров
  6. Карбюратор (или система впрыска в сборе)
  7. Генератор собранный на крепление и ремень генератора
  8. Шкив коленвала
  9. Помпа
  10. Масляный датчик
  11. Поддон картера с прокладкой и маслозаборник
  12. Полный комплект шлангов системы охлаждения с надетыми хомутами
  13. Термостат
  14. Радиатор с собранным на нем вентилятором
  15. Свечи — 2 комплекта
  16. Высоковольтные провода — 1 комплект
  17. Катушка зажигания (если на машине не установлена дублируящая)
  18. Коммутатор (если на машине не установлен дублирующий)
  19. Распределитель зажигания в сборе
  20. Бензонасос
  21. Сцепление в сборе
  22. Коробка передач в сборе
  23. Ремень ГРМ (только в том случае, если при его обрыве не происходит загибания клапанов)
  24. Стартер
  25. Комплект предохранителей и реле, проводка
  26. Привода в сборе
  27. Стойки передней подвески собранные с пружинами, верхними подшипниками и поворотными кулаками с подшипниками
  28. Шаровые опоры
  29. Кронштейны растяжек
  30. Суппорта передних тормозов
  31. Тормозные цилиндры (все), тормозные трубки и шланги, колодки
  32. Усилитель тормозов
  33. Трос сцепления
  34. Трос газа
  35. Лампы (все используемые)
  36. Рейка рулевая в сборе с тягами и наконечниками
  37. Задние аммортизаторы (можно — один)
  38. Опоры силового агрегата
  39. Аккумулятор
  40. Расширительный бачок
  41. Бензобак (если не установлена защита бензобака)
  42. Трубки бензопровода (если они проложены не в салоне)
  43. Колеса в сборе (по необходимости на всю гонку + 2)
  44. Бензиновый фильтр
  45. Масляный фильтр
  46. Воздушный фильтр (если гонка проходит на гравии)
  47. Стеклоочиститель в сборе и щетки
  48. Блок предохранителей в сборе
  49. Ступицы задних колес в сборе с подшипниками
  50. Стабилизатор в сборе
  51. Крепеж, хомуты, прокладки, герметик, и т.д.

        Разумеется, что весь “боекомплект” должен состоять из деталей, работоспособность которых не вызывает сомнений. Запчасти и инструмент должны укладываться в техничке самим механиком и таким образом, чтобы самые “невероятные” вещи не находились сверху, закрывая подступы к канистре с маслом или бензином.
На трассе механик должен располагать техничку в видимом месте, а не за углом на другой дороге (если это не обговорено заранее с экипажем) и в ближайшем разрешенном месте после окончания СУ. Необходимо заранее подготовить джек, колеса, жидкости, инструмент и расположить их так, чтобы пилот мог поставить машину, не теряя времени на дополнительные перетаскивания запчастей. Штурман при подъезде к “ремзоне” должен сообщить механиком о наличии времени на ремонт или обслуживание. При краткосрочном ремонте экипаж из машины, как правило, не выходит.
Расстановка техничек (или одной технички) по всей трассе ралли определяется заранее штурманом и механиками с таким расчетом, чтобы экипаж встречался с “обслуживающим персоналом” максимальное число раз. Одновременно определяется и содержание обслуживания машины — замена колес, добавление топлива, установка дополнительных фар и т.д. Независимо от мнения экипажа механик при каждой остановке в обязательном порядке осматривает подкапотное пространство, проверяет уровни жидкостей, крепление и давление колес, протирает лобовое стекло и фары (ночью), осматривает пространство под машиной на предмет наличия течей.
И никогда не забывайте положить в “техничку” буксировочный трос… Грустно, но необходимо.

        Удачи!


Самые свежие авто новости Украины и мира.